Эффективное лечение зависимостей Алкоголизм Социум и алкоголь Перспективы развития алкогольной политики

Перспективы развития алкогольной политики

Вопросы алкогольной политики Фактически ни одна страна, даже из числа наиболее развитых и экономически благополучных, не реали­зовала такой модели алкогольной политики, которая могла бы считать­ся более или менее образцовой. Во всяком случае, международная прак­тика показывает, что когда главной задачей ставится сокращение потреб­ления алкоголя населением, то, как правило, успех бывает незначитель­ным, временным или мнимым. Об этом убедительно свидетельствует опыт скандинавских стран и России. Несмотря на многолетние усилия, направленные на снижение потребления, в Норвегии, например, в на­стоящее время не менее одной трети сверх регистрируемой продажи алкогольных напитков потребляется населением в обход государствен­ного контроля и только 9% мужчин полностью воздерживаются от употребления алкоголя, а около 3% пьют ежедневно. В Швеции воздержи­ваются от алкоголя 7% мужчин, а пьют ежедневно - 5%.

 

На протяжении нескольких десятилетий алкогольная политика, фор­мируемая в русле ответственности правительств за масштабы алкоголь­ных проблем населения своих стран, была в центре внимания Всемир­ной организации здравоохранения (ВОЗ). В своей программе для Ев­ропы "Здоровье для всех" ВОЗ ставила перед странами-участницами в качестве одной из главных задач уменьшение потребления алкоголя за 20 лет (с 1980 по 2000 годы) на 25%, "обращая особое внимание на уменьшение потребления, ведущего к наибольшему ущербу". В соот­ветствии с этой задачей был принят "Европейский план действий в от­ношении алкоголя" (European alcohol action plan). Проведенная в кон­це 90-х годов оценка выполнения этого плана показала, что потребле­ние алкоголя снизилось на 25% только в 3 странах участниках, в 11 стра­нах потребление снизилось менее значительно, а еще в 11 странах - наоборот, возросло. В 1997-1998 годах в 26 европейских странах по инициативе ВОЗ изучалось по единой программе потребление алкого­ля среди 16-летних подростков. Оно выявило в большинстве стран рост потребления алкоголя среди подростков обоего пола, а также тенден­цию к изменению формы потребления в сторону большей частоты алко­гольных эксцессов с выраженным опьянением.

 

В новом варианте "Европейского плана действий в отношении алкого­ля" на 2001-2005 года, принятого ВОЗ в 1999 году, главной целью стави­лось уже не сокращение потребления алкоголя, а "предотвращение и уменьшение вреда, который может нанести потребление алкоголя". Для этого предлагалось предусмотреть при разработке национальной алко­гольной политики следующие задачи: 1) повышение знаний населения о политике здравоохранения, направленной на предотвращение вреда, на­носимого алкоголем, просвещение населения по вопросам потребления алкоголя; 2) уменьшение вероятности возникновения в разных ситуаци­ях (дома, на работе, в общественных местах) проблем, связанных с алко­голем; 3) уменьшение масштабов и выраженности связанного с алкого­лем вреда, например, числа смертельных или несчастных случаев, слу­чаев насилия, недопустимого обращения с детьми, семейных кризисов; 4) предоставление доступного и эффективного лечения людям с опасны­ми и вредными питейными привычками или лицам, страдающим алкоголь­ной зависимостью; 5) обеспечение большей степени защиты от внешне­го давления, подталкивающего к выпивке, которому подвергаются дети и молодежь, а также лица, предпочитающие воздерживаться от алкоголя [12]. Эти рекомендации почти буквально повторяют "этические принци­пы", сформулированные в "Европейской хартии по алкоголю", принятой в 1995 году на парижской конференции "Здоровье, общество и алкоголь" с участием всех 49 стран европейского региона ВОЗ.

 

Для содействия реализации перечисленных в Хартии этических прин­ципов ВОЗ рекомендует придерживаться следующих стратегических направлений ("Десять стратегий действий по алкоголю"):

1.  Информировать людей о последствиях потребления алкоголя для здоровья, семьи и общества и об эффективных методах, способных пре­дотвратить или минимизировать ущерб от него путем выполнения вклю­ченных в школьное образование широких просветительных программ, начиная с самого раннего возраста.

2. Содействовать созданию общественной, личной и рабочей среды, защищенной от связанных с алкоголем несчастных случаев, насилия и других негативных последствий потребления алкоголя.

3. Принять и строго соблюдать законы, эффективно противодейству­ющие вождению транспорта в нетрезвом состоянии.

4. Содействовать укреплению здоровья путем контроля доступности алкогольных напитков и цен на них, используя налогообложение.

5.  Ввести строгий контроль, с учетом существования в некоторых странах полного запрета, на любую прямую и непрямую рекламу алко­гольных напитков, добиваясь в особенности того, чтобы никакие виды рекламы не поощряли потребление алкоголя детьми и подростками, например путем связывания алкоголя со спортивными мероприятиями.

6. Добиваться широкого распространения доступных и эффективных лечебных и реабилитационных служб укомплектованных надлежащим образом обученным персоналом для людей, у которых потребление ал­коголя представляет опасность или особый вред, а также для членов их семей, которых затронули вызванные алкоголем проблемы.

7. Усиливать этическую и юридическую ответственность тех, кто ра­ботает в области маркетинга и распространения алкогольных напитков, а также осуществлять строгий контроль качества алкогольной продук­ции.

8.  Усилить способность общества противостоять алкогольным про­блемам путем обучения профессиональных работников различных сек­торов, таких как здравоохранение, социальное обеспечение, просвеще­ние и охрана общественного порядка, а также содействовать развитию действий на коммунальном уровне и руководства ими.

9.  Поддерживать движения взаимопомощи и неправительственные организации, способствующие здоровому образу жизни, в особеннос­ти те, деятельность которых направлена на профилактику и снижение связанного с алкоголем ущерба.

10.  Сформулировать в странах широкие противоалкогольные про­граммы, учитывая вышеприведенные стратегические направления и Европейскую Хартию по Алкоголю, определить ясные цели, задачи и результаты, прослеживать степень их выполнения и способствовать пе­риодическому обновлению этих программ на основе проводимых оце­нок их эффективности.

 

Очевидно, что и украинская антиалкогольная политика должна в кон­цептуальном плане учитывать именно эти организационные задачи и опираться на данные многолетнего мониторинга и анализа реальной алкогольной ситуации в стране. Эта политика должна быть взвешенной, исходить из представлений о традиционном месте алкоголя в национальной бытовой культуре, ориентироваться на конкретные финансовые возможности государства, отталкиваться от актуальной социальной (со­циально-экономической, социально-психологической) ситуации в стра­не в целом и в отдельных группах населения.

 

Заметный сдвиг в благоприятном направлении произойдет, по-види­мому, в том случае, когда будет ясно и убедительно обозначена главная цель алкогольной политики, опирающаяся не только на интересы насе­ления вообще, но и на интересы потребителей алкогольных напитков. Все другие интересы, сопутствующие обороту алкоголя, в том числе фискальные, должны подчиняться этой главной цели.

 

http://www.nncn.ru

 

По материалам В.Е. Пелипас, Л.Д. Мирошничекно, М.Г. Цетлин



Понравилось? Поделись интересным материалом с друзьями!