Ситуация с наркотиками в Испании

Испания По окончании гражданской войны в 1939 г. в Испании установилась франкистская диктатура (1939–1975). В течение первых 15 лет диктатуры Испания находилась практически в полной международной изоляции. Тогда основное внимание уделялось социально-экономическому положению страны и упрочению позиций франкистского режима, а такие социальные явления, как, например, алкоголизм, рассмотрению не подвергались. Начнём с того, что тема наркотиков никогда не считалась важной для общества. Соответственно общественные науки и не касались этой темы. Репрессивная социальная атмосфера того времени благоприятствовала сокрытию пороков и явлений, не представляющих интереса для властей.

Вероятно, наркотики всё-таки были доступны меньшинству — представителям высших социальных слоёв. Но даже если и так, то пороки этих людей не были широко распространены среди остального населения. Если бы дело обстояло иначе, то это могло бы стать социальной проблемой, хотя, само собой разумеется, проблема эта никогда бы не подверглась огласке, как и другие «неудобные» явления. Их тщательно оберегал покров лицемерия. Считалось, что амфетамины для студентов, снотворные, барбитураты, нейролептики и многие другие лекарства против состояния тревоги, депрессии, стресса и прочих психических расстройств, назначавшиеся профессиональными врачами, психологами и фармакологами, представляют опасность лишь в редких случаях превышения предписанной дозы. Мы почти не имеем данных о соотношении числа случаев правильной и превышенной дозировки. Всё находилось под контролем врачей, их письменно закреплённой личной ответственности. Однако не могла вызвать сомнения выработавшаяся во многих случаях сильная зависимость от таблеток из прикроватной тумбочки. Но подчеркнём ещё раз: проблема эта так и не стала предметом внимания широкой общественности.


А вот алкоголизм и табакокурение были хорошо известны обществу. Но и они не считались социально опасными явлениями. Нам кажется, что объяснить причины этих двух явлений будет довольно трудно. Но попробуем. По потреблению алкоголя Испания занимает третье место в Европе, причём особенно велика доля пьющих в школьном возрасте. Алкоголь является пятой по распространённости причиной смерти в Испании. Считается, что в стране 2,5% населения — больны алкоголизмом и 5% — пьют регулярно. Испанское общество допускает употребление алкоголя, которое поддерживается традицией и с которым связаны важные экономические, трудовые и налоговые аспекты государства. Однако следует заметить, что ощутимый доход от реализации спиртного не покрывает расходов на борьбу с отрицательными последствиями пьянства и алкоголизма.

Табакокурение принимается обществом ещё более благосклонно. Правда, курить разрешается лишь мужчинам. Если же курит женщина, то это значит, что она принадлежит к одной из чётко определённых социальных групп: либо к представительницам «древнейшей профессии», либо же — тут другая крайность — к представительницам культурной, политической и артистической элиты общества. Вызывая восхищение у одних и зависть у других, последние, в конце концов, становятся презираемыми большинством.

Предметом внимания со стороны общества не стало даже ухудшение здоровья — с этим считаются даже меньше, чем с явлениями привыкания и зависимости, приобретающими угрожающие масштабы. Как следствие ни воспитание, ни реабилитация не стали теми предметами, которые бы заинтересовали общество. К тому же, возникло ещё одно общественное явление, с которым нужно было «уживаться». И этот процесс также не вызвал особой озабоченности.

О подпольном употреблении наркотиков заговорили в Испании в 60-х гг., которые ознаменовались развитием экономики и особенно туризма. В Испанию проникли гашиш и ЛСД. Это вызвало тревогу в обществе, и проблема наркотиков получила огласку. В 1973 г. все уже знали о том, что наркотики употребляют многие студенты вузов крупных городов, о том, что уже есть значительное число потребителей и существует подпольная сеть наркодилеров. Пик потребления наркотиков (с учётом кокаина и героина) приходится на 90-е гг.

Тему распространения нелегальных наркотиков первыми «начали разрабатывать» не врачи и не органы государственной власти, а органы правопорядка. Это, в частности, объясняется тем, что лечебные центры, политика предупреждений и реабилитации оказались малоэффективными. Распространение подпольного употребления наркотиков совпало по времени с усилением оппозиции диктаторскому режиму и агитацией народа против диктатуры (конец 60-х), что дало возможность властям объявить потребителями наркотиков противников режима — студентов и интеллектуалов.

ПРИЗНАНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ДАННЫЕ НАУКИ И ПУБЛИЧНЫЕ ДИСКУССИИ СОДЕЙСТВУЮТ ПРИНЯТИЮ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕР

Значительное увеличение объёмов контрабандного ввоза гашиша и других наркотиков вроде героина, кокаина и ЛСД должно иметь своё объяснение. Эти наркотики не производятся в Испании, однако из-за своего географического положения, миграционных процессов и туризма страна заняла важное место в контрабандной международной торговле наркотиками. Таким образом, замалчивать проблему было уже невозможно. Смерть диктатора в ноябре 1975 г. дала возможность провести некоторые демократические преобразования, а принятие в декабре 1978 г. конституции ознаменовало полную победу демократии. С этим переходом связано официальное признание существования проблемы.

ПЕРВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН БОРЬБЫ С НАРКОМАНИЕЙ

Положение с наркотиками в 80-х г. имело следующие черты:

  • употребление алкоголя продолжало оставаться более серьёзной проблемой, чем наркозависимость;
  • самым престижным наркотиком считался героин;
  • наиболее широко употребляемым нелегальным наркотиком был гашиш;
  • увеличилось потребление кокаина;
  • молодёжь и малообеспеченные потребляли ингалянты (вдыхали смеси);
  • проводившиеся исследования были первыми и поэтому не отражают действительного положения дел, хотя и имеют значение как установочные;
  • неадекватное понимание проблемы наркотиков (тенденция к драматизации);
  • впервые созданные и потому неэффективные реабилитационные центры. В 1984 г. в стране насчитывалось 68 центров амбулаторного типа и 58 терапевтических отделений, в большинстве своём частных. И, несмотря на наличие государственных субсидий, стоимость реабилитации оставалась слишком высокой.

Всё вышесказанное усугублялось отсутствием единой общенациональной государственной политики в области профилактики и противодействия распространению наркотиков. В 1985 г., с принятием национального плана борьбы с наркоманией (сокращённо PND) наконец были заложены основы такой политики.

Национальный План борьбы с наркоманией, утверждённый в июле 1985 г., даёт приоритет следующим направлениям:

  • сокращение предложения и спроса;
  • уменьшение беспокойства среди граждан;
  • создание государственной сети учреждений, обслуживающих потребителя наркотиков и его окружение;
  • координирование и сотрудничество органов власти с учреждениями, занятыми разрешением проблемы.

Для достижения перечисленных в Плане целей планировалась принять соответствующие меры в таких областях, как предупреждение, помощь, реабилитация, информирование и взаимодействие. Учитывалось, что предусмотренные Планом меры должны быть реальными, то есть соответствовать действительному положению дел в той области, где будут применяться; кроме того, эти мероприятия должны осуществляться последовательно и непрерывно, дабы принести положительный результат.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Программа предупреждения состоит из двух частей: предупреждение путём контроля за предложением и предупреждение путём контроля за спросом.

а) Контроль спроса.

На момент создания PND основное внимание уделялось предупреждению, что и нашло своё отражение как в самом плане, так и в базовом документе, составленном тогдашним министром здравоохранения и потребления. Вот характерное место в документе: «Я глубоко убеждён, что борьба с наркоманией должна основываться на предупреждении как индивидуальном, так и коллективном. Я знаю, что мы должны реагировать быстро и бороться всеми силами с контрабандой — это понимают все. Однако нам необходимо понять, что с этой проблемой жить нам ещё много лет, и поэтому здесь возможны лишь предупредительные долгосрочные меры».

С течением лет укреплялось понимание всё большей значимости данной проблемы. Одной из мер, предложенных планом PND, было принятие министерством образования и науки директивы, предполагающей, начиная с 1987/88 учебного года, осуществление специальной программы предупреждения наркомании. Она преследовала такие цели: 1) подготовка и обучение преподавателей и взаимодействие с другими лицами, занятыми в предупредительных мероприятиях (неправительственные организации, управленческие учреждения), а также 2) включение вопросов предупреждения наркомании в учебные планы занятий по безопасности жизнедеятельности. Это включение кодифицировано в королевских декретах № 1006 и № 1007 от 14 июня 1991 г. Программы предупреждения создаются не только для сферы образования, но и для сферы труда, здравоохранения, семейной жизни, а также для молодёжных информационных центров. В PND перечислены необходимые для предупреждения возникновения потребности в наркотиках условия — улучшение условий жизни и предупреждение маргинализации.

Само собой разумеется, что при возникновении у какой-то части населения спроса на наркотики непременно возникает рынок (законный и подпольный), дабы удовлетворить рынок потребителей. Отсюда основные направления мероприятий по предупреждению должны фокусироваться на уменьшении спроса. По этому поводу мы можем прочитать в информационном бюллетене «Предупреждение наркологической зависимости» (Prevencion de las drogodependecias) плана PND за 1997 г. (с. 108) следующее: «Понятие «предупреждение» мы можем свести к достижению такой ситуации, в которой независимо от предлагаемого на рынке объёма веществ, способных оказывать вредное воздействие, население будет иметь возможность реагировать положительно (свободный отказ от употребления) на вызываемые наркотиками ощущения, ведя такой стиль жизни, при котором их употребление, или хотя бы присутствие, не имело бы места».

Министерство обороны также должно было принять меры для борьбы с употреблением наркотиков военнослужащими всех подразделений. В этой сфере предупредительные меры являются скорее репрессивными мерами, поскольку дисциплинарно-принудительные пути решения проблемы кажутся более эффективными, несмотря на то, что меры по предупреждению наркомании в войсках предусматривают также информирование и организацию свободного времени личного состава. Мысль о том, что многие молодые люди имеют проблемы с наркотиками во время прохождения военной службы, и то, что население всё более критически настроено по отношению к обязательной службе в армии, явилось достаточным поводом для принятия соответствующих мер по повышению престижа военной службы.

б) Контроль предложения.

Осуществляемая министром внутренних дел деятельность имеет целью сократить незаконное предложение наркотиков путём нахождения и ликвидации структур, которые имеют к этому отношение. В таблице показаны объёмы конфискованных в Испании за период с 1980 по 1997 гг. наркотиков (гашиш, кокаин, героин), которые нелегально ввозятся в страну.

Таблица 2

Объёмы конфискованного в 1980–1997 гг. гашиша, кокаина и героина (кг)

Наркотик

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

Гашиш

11,400

20,900

27,600

20,800

37,200

66,400

47,867

59,210

90,940

64,225

Кокаин

58

47

114

275

277

303

669

1,134

3,461

1,852

Героин

6

34

68

109

203

253

407

413

480

713

 

Наркотик

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Гашиш

70,076

104,751

121,439

160,169

219,176

197,024

247,321

315,328

Кокаин

5,382

7,547

4,454

5,350

4,016

6,897

13,743

18,41

Героин

886

741

672

604

824

546

537

479

Из таблицы видно постоянное увеличение объёмов конфискации всех трёх основных видов наркотиков. Что касается гашиша, то его объёмы постепенно увеличивались, с несколькими пиками, на протяжении всего проанализированного периода. Изъятие кокаина резко увеличилось в 1988 г., что ознаменовало начало нового этапа, в котором кокаин стал играть гораздо большую роль на рынке. Относительно героина наблюдается постоянный рост его объёмов до 1990 года, после чего наступает спад. Кроме всего прочего, этот спад можно объяснить и широким распространением (как раз с этого времени) диспансерно-метадонных центров (los centros de dispensacion de metadona). Сравнивая данные о конфискованных объёмах кокаина и героина в последние годы, начиная с 1992 г., мы видим, что между ними существует обратная корреляция: при увеличении конфискаций кокаина уменьшаются конфискованные объёмы героина, и наоборот.

ПОМОЩЬ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

На момент создания Плана существовали два типа учреждений оказания помощи пострадавшим от употребления наркотиков. Таковыми учреждениями являются: 1) центры амбулаторного типа, в основном государственные и потому бесплатные; и 2) терапевтические центры, в основном частные, что предполагает высокую стоимость лечения.

 

Как уже было отмечено, деятельность этих учреждений не принесла желаемого результата, поскольку общее количество воспользовавшихся их услугами лиц примерно равно 10 тыс. А по оценкам, количество нуждающихся в их услугах лиц составляет 30–40 тыс. чел., и это без учёта проблемных случаев, вызванных употреблением алкоголя.

Планом PND предусматривается, что основными направлениями помощи будут воздержание и социальная реабилитация. Тут необходимо иметь в виду, что социальная реабилитация не означает возврата индивидуума к ситуации, в которой он находился до выработки наркозависимости, ведь причины её возникновения часто коренятся в особенностях психологического состояния человека и его социального окружения. Таким образом, необходимо обеспечить индивидууму наилучшую обстановку, что, конечно же, не является единственно возможным способом борьбы с наркозависимостью. Социальная реабилитация, кроме того, должна подразумевать также и интеграцию в общество, кроме случаев ограничения свободы, как записано в документе PND за 1985 г. (с. 29): «Когда речь идёт об интеграции в общество, необходимо иметь в виду, что принципы нормализации не должны идти вразрез с правом на своеобразие лиц или групп, принимающих образ жизни, отличный от того, который они могли бы счесть привычным».

На момент создания Плана не все автономные сообщества (автономии) имели одинаково развитую сеть учреждений для оказания помощи. Те автономии (Испания делится на автономии, а те, в свою очередь, — на провинции), в которых до принятия Плана уже существовали особые центры оказания помощи, пошли по пути их упорядочения и создания настоящих сетей терапевтических учреждений, с эшелонированием и концентрацией существовавших уже ресурсов. В тех автономных сообществах, где практически не было никаких особых учреждений, помощь стали оказывать, как это предусмотрено Планом, в обычных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, усилив их специалистами — профессионалами по данному вопросу. Координацию и взаимодействие между автономиями осуществляет Центральное управление, инициируя конкретные программы. Однако ход осуществления и конкретное выполнение программ предупреждения и реабилитации регулируется планами самих автономий.

Существующие в настоящий момент учреждения могут быть государственными или частными с государственным финансированием. Рассмотрим их подробнее.

  • Объединение учреждений договорного лечения (Unidad de Conductas Adictivas, сокращённо UCA). Это основа сети учреждений оказания помощи. Включает как специализированные, так и общемедицинские центры. Поле их деятельности включает ориентацию, оценку, дезинтоксикацию и отучение, что осуществляется во взаимодействии с учреждениями социальной реабилитации. В подчинении находятся метадонно-распределительные центры (Centros de administracion de Metadona).
  • Центры дезинтоксикации в госпитальных условиях (Unidades de desintoxicacion Hospitalaria). Довольно специфические учреждения, в которых с целью облегчения дезинтоксикация в особых случаях и по особым назначениям проводится в условиях стационара.
  • Районные центры дезинтоксикации (Unidades de desintoxicaciтn residencial, сокращённо U.D.R.), иначе терапевтические центры (Comunidades terapeuticas). Районные центры по дезинтоксикации, осуществляемой в стационарных условиях.
  • Дневные центры (Centros de dia). Учреждения помощи и реабилитации токсикоманов в амбулаторном режиме. Пациент ночует дома, но несколько часов в день проводит в центре.

Количество центров оказания помощи возрастает год от года; если в 1986 году было 160 центров, то в 1995 — уже 1119. Наиболее сильно возросла доля метадонно-диспансерных центров (centros de dispesaciтn de metadona). За рассмотренный отрезок времени ощутимо возросло также количество программ по привлечению внимания к проблеме.

 

Дневные центры

0

0

18

26

31

75

Амбулаторные центры

100

165

393

411

402

399

Госпитализационные центры

10

45

50

47

46

48

Терапевтические центры

41

61

79

91

87

91

Метадонные центры

9

46

113

147

337

506

Сконцентрировав своё внимание на данных о наиболее важных центрах, коими являются метадонные (centros de metadona) и амбулаторные, (centros ambulatorios), мы можем отметить два разных этапа: (1986–1992), когда наиболее сильно росло количество амбулаторных центров, (1993–1995) — возрастание численности метадонных центров. Увеличение числа метадонных центров объясняется небывалым ростом в конце 80-х г. количества случаев СПИДа среди лиц, употребляющих наркотики парентерально.

Эти программы соответствуют целям снижения уровня преступности, улучшения качества жизни находящихся на излечении, привлечения внимания к лицам, пребывающим в пограничном состоянии вследствие различных заболеваний, таких как ВИЧ — СПИД, заболеваний, передающихся половым путём, гепатита и др.

Реальность такова, что методы лечения, которые заставляют пациентов принять образ жизни остальных членов общества, чреваты высокой вероятностью прерывания лечения и реабилитации. Учитывая это и необходимость снижения риска и опасности для «здоровья общества», потребителям наркотиков предлагаются на выбор: одноразовые материалы (презервативы, шприцы…), совместимые и несовместимые с наркотиками вещества, лечение заменителями и другими фармпрепаратами.

В этой связи стоит упомянуть о МЕТАДОННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ (Programas de mantenimiento con metadona), которые собирают большое число добровольно участвующих пациентов. Программы преследуют такие цели:

  • «общественная и трудовая нормализация наркомана»;
  • защита здоровья наркоманов: профилактика заразных заболеваний (ВИЧ, гепатит…), уменьшение их распространения путём оказания медицинской, фармакологической и психологической помощи;
  • «защита» общества от антисоциальных выходок: контроль за уровнем преступности.

Значительным улучшением в системе обслуживания наркоманов органами здравоохранения можно считать появление, наряду с учреждениями договорного лечения, «метадонных автобусов» («Buses de Metadona»). Впрочем, они стали излишеством, так как только распространяли заменители героина и не выполняли никаких иных функций. В настоящее время обсуждается целесообразность применения программ, предусматривающих обеспечение потребителей тем же наркотиком, но в более гигиенических условиях. Сюда относятся программы раздачи героина, так называемые «наркозалы», или ЧИСТЫЕ ПУНКТЫ ИНЪЕКЦИЙ.

Непрекращающиеся споры о преимуществах и недостатках терапевтической метадонизации нашли отражение в соответствующих законах. Ход мероприятий по отучению опиезависимых наркоманов с использованием метадона регулируется министерским распоряжением от 31 октября 1985 г. Это распоряжение направлено на прекращение чрезмерного применения метадона с определением слишком уж низкой нормы, из-за чего в некоторых автономиях мероприятия такого рода практически прекратились. К тому же необходимость получения разрешения на проведение таких мероприятий приводила к неоправданной задержке с открытием центров. Трудное положение с метадонным обслуживанием, вплоть до практически полного прекращения, а также рост парентерального потребления героина спровоцировали, начиная с этого года, резкое увеличение количества случаев СПИДа у инъекционных наркоманов.

В 1990 г., другим законом (королевский декрет 75/1990) были по-новому определены нормы метадонного обслуживания, что вызвало рост количества возникающих метадонных центров. С 1994 г. количество случаев СПИДа пошло на убыль, это объясняется улучшением фармакологического обслуживания, внедрения программ обмена шприцов, нормализацией положения в сфере метадонового обслуживания и переменой общественного мнения отчасти из-за смертей, отчасти потому, что СПИД уже перестали связывать с гомосексуализмом и наркоманией.

Необходимо отметить, что согласно данным Европейского центра эпидемиологического надзора за СПИДом по состоянию на 31 марта 1996 г., Испания занимала первое место по количеству случаев СПИДа среди лиц, употребляющих наркотики парентерально.

Кроме описанных структур, существуют и другие, задачей которых является реабилитация, а именно:

  • центры по интересам;
  • трудовые программы;
  • группы самопомощи;
  • альтернативные поселения (предоставление жилплощади наркоману на период социальной реабилитации).

ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ

Эта область представляет собой особый интерес для планирования любых социально-политических мер. Информация считается здесь основой планирования; основными источниками документальной информации для PND послужили:

  • государственная система информирования об уровне токсикомании (El Sistema Estatal de Informacion sobre Toxicomanias);
  • результаты анкетирования населения;
  • полицейская статистика.

Каждый из этих источников информирует о положении в отдельной области.

а) Государственная система информирования об уровне токсикомании

Система информирования об уровне токсикомании (SEIT) начала развиваться с 1986 г. SEIT была создана для сбора, анализа и распространения информации о злоупотреблении опиатами и кокаином. Её задача состоит в том, чтобы проследить по трём показателям последствия злоупотребления наркотиками. Объектом наблюдения для SEIT являются группы наркоманов, которые находятся или находились на лечении. По используемым показателям эта методика не даёт отражения ситуации в какой-то конкретный момент, поскольку существует период скрытого развития заболевания, ограниченный началом употребления и первым появлением связанных с наркоманией нарушений здоровья. При употреблении кокаина этот период гораздо более продолжителен. Эта система прослеживания имеет недостатки в области сбора данных — данные собираются не по каждому пациенту; кроме того, обработка данных довольно дорогая. Например, для определения показателя потребности в помощи необходимо изучить все центры обслуживания. К тому же, далеко не все терапевтические центры регистрируют своих пациентов. С другой стороны, несубсидируемые частные центры вряд ли согласятся сообщать свои данные без какой-то компенсации. Всё вышесказанное и привело к тому, что эта методика пока не нашла широкого применения и поставленных изначально целей достичь нелегко.

Тем не менее, SEIT потенциально — очень эффективный инструмент, позволяющий раскрыть эволюцию процессов, связанных с распространением наркоманий. В SEIT используются следующие показатели:

  • Потребность в помощи. Новые случаи, зарегистрированные в центрах обслуживания. В принципе новым случаем считается каждый курс лечения обратившегося, независимо от того, первый это раз или нет. С 1991 г. производится различие между случаями первых и не первых обращений. Не считается случаем лечения телефонные и личные консультации о наведении справок или о просьбе принять на лечение.
  • Смертность от употребления наркотиков. Случаи внезапной смерти, основной и определяющей причиной которой стало злоупотребление наркотиками (передозировка, токсическая реакция на суррогат, аллергическая реакция). До 1989 г. этот показатель включал информацию лишь по шести городам — Барселона, Бильбао, Мадрид, Севилья, Валенсия и Сарагоса. С 1990–1991 гг. к этому списку добавились ещё несколько районов, но по некоторым — сбор данных в последствии снова прекратился.
  • Неотложная госпитализация. Сюда относят как случаи неотложной госпитализации, непосредственно вызванные злоупотреблением наркотиками (абстинентный синдром, передозировка), так и случаи, в которых употребление наркотиков способствовало достижению состояния, при котором стала необходимой неотложная госпитализация (аварии, инфицирование).

Кроме того, в каждом автономном сообществе (автономии) организованы свои структуры информирования об уровне токсикомании (Sistemas Autonòmicos de Informaciòn sobre toxicomanìas) — SEIT, владеющие информацией о положении в каждом из автономных сообществ. Они включают отделы управления и анализа.

В 1985 г. с целью определения качества системы SEIT, ещё до её внедрения, была проведена пилотная серия предварительных исследований в городах Мадрид и Барселона. Получаемые с помощью SEIT данные публикуются ежегодно в информационном бюллетене.

В общем, нужно отметить повышение среднего возраста лиц, исследованных по трём показателям SEIT. В первые годы наблюдался такой характерный расклад: самые молодые возраста принадлежали неотложно госпитализированным лицам, более старшие возраста были характерны для принятых на обслуживание и ещё более старшие возраста были характерны умершим.

С 1992 г. средний возраст неотложно госпитализированных превышал соответствующий показатель тех, кто был принят на обслуживание. Но если мы исключим случаи неотложной госпитализации по причине органической патологии, средний возраст по этому показателю всё-таки окажется ниже, чем в случае с показателем «на обслуживание». Указанные показатели, их формирование связаны с потреблением героина, прежде всего, среди мужчин.

б) Анкетирование населения

Вне всякого сомнения, наиболее важный источник получения сведений об уровне потребления наркотиков — это «Домашнее анкетирование на предмет употребления наркотиков», которое, наряду с альтернативным «Анкетированием школьников на предмет употребления наркотиков», проводится ежегодно.

Домашнее анкетирование (в 1997 г. было опрошено 12445 лиц в возрасте от 15 до 65 лет) даёт наиболее ценную информацию об увеличении объёмов потребления испанцами различных наркотиков, о социальном составе потребителей, об изменениях в картине потребления, о мнении и отношении населения к основным аспектам, связанным с употреблением наркотиков, а также о мерах, которые необходимо принять для решения связанных с наркоманией проблем (информационный бюллетень № 1 Испанской службы наркологического мониторинга, 1998, с. 23).

В табл. 3 представлены формальные данные последних анкетирований на общенациональном уровне.

в) Полицейская статистика

Полицейская статистика сообщает о числе конфискаций и количестве задержанных за незаконное распространение наркотиков. Конфискованные полицией партии наркотиков не обязательно предназначались для реализации внутри Испании, а задержанные за распространение наркотиков лица не обязательно являются их потребителями. Эти данные, в сопоставлении с другими, помогают лучше понять ситуацию.

Под конец мы хотели бы отметить, что в 1998 г. в Испании была создана Служба наркологического мониторинга (El Observatorio Español de la Droga y las Toxicomanìas), которая будет выполнять на национальном уровне функции, которые в европейском масштабе осуществляет Европейская служба наркотоксикологического мониторинга.

КООРДИНИРОВАНИЕ

План PND увязывает воедино все мероприятия, осуществляемые различными учреждениями по борьбе с наркозависимостью. Для разработки плана совет министров организовал межминистерскую рабочую группу, куда вошли министры тех министерств, которые непосредственно сталкиваются с проблемой наркомании. В составе группы в качестве исполнительного координатора образована должность представителя правительства в работе над планом PND.

С 1986 по 1992 г. координирование усилий в работе по Плану находится в ведении министра здравоохранения и потребления.

Наиболее существенное изменение в структуре произошло в 1993 г., когда представительство правительства в работе по плану PND было передано министерству внутренних дел. Это изменение в организационной структуре было вызвано тем, что санитарный аспект борьбы с наркоманией потерял своё былое значение для государства.

Поскольку Испания состоит из автономных сообществ, каждое из них осуществляет свою политику борьбы с наркозависимостью. Нужно подчеркнуть, что программы автономий, а также городских объединений имеют большие достижения в деле профилактики и реабилитации, ведь проводимые меры гораздо более специфичны применительно к каждой конкретной ситуации.

В ходе выполнения плана PND ежегодно выходит информационный бюллетень, в котором подаются предложения по дальнейшей работе и освещаются мероприятия, проведённые различными учреждениями, работающими в этой области. Каждый выпуск состоит из трёх частей, посвящённых соответственно деятельности Центрального управления, автономных сообществ и неправительственных организаций.


Лопес-Бласко А., Феррандо Ф. П. Ситуация с наркотиками в Испании. План PND

В разработке также принимали участие: Р. Кастильо, Х. Эрреа, Р. Гаско, А.-М. Л. Перес и Р. Монтальт

 

 



Понравилось? Поделись интересным материалом с друзьями!