Эффективное лечение зависимостей Наркомания Законодательство и наркотики Анализ политики Соединенного Королевства по отношению к наркотикам

Анализ политики Соединенного Королевства по отношению к наркотикам

Все страны, имеющие высокие показатели потребления наркотиков населением, разрабатывают профилактические программы в этой области. Одни программы склоняются в сторону просветительских мероприятий, другие – в сторону жесткой силовой борьбы, третьи – сочетают и то, и другое. Следует сказать, что доказательная база в отношении того, как определенная политика в отношении наркотиков влияет на количество потребителей наркотических средств, крайне слаба. Мы просто не располагаем достаточными знаниями об элементах политики, которые работают, не знаем - почему они работают, и где именно они работают хорошо.


Статьей Питера Рёйтера мы начнем серию публикаций, целью которых будет ознакомление с наркополитикой различных государств.

                                                                                                      Андрей Коршун,

                                                                                                      главный внештатный нарколог Черкасской области,

                                                                                                      Украина



Анализ политики Соединенного Королевства по отношению к наркотикам.


Доклад профессора Питера Рёйтера и Алекса Стивенса.

Апрель, 2007 год.

Перевод Андрея Коршуна


Лондон_

Основные положения


Несмотря на понимание проблемы, наличие согласованных стратегий и значительные капиталовложения, Соединенное Королевство остается на верхней ступеньке европейской лестницы по распространенности употребления наркотиков и количеству наркозависимых. Настоящее исследование профессора Питера Рёйтера (Университет Мэрилэнд, США) и Алекса Стивенса (Университет Кента, Англия) рассматривает проблемы, связанные с употреблением наркотиков в Соединенном Королевстве и анализирует влияние существующей политики на ситуацию.

Природа проблем с наркотиками


Соединенное Королевство имеет наивысший уровень распространенности наркомании и наивысший уровень потребления рекреационных наркотиков в Европе. Проблемы, связанные с наркотиками, неуклонно усугублялись на протяжении последней четверти двадцатого столетия: количество героиновых наркоманов увеличилось приблизительно с 5000 в 1975 году до нынешнего уровня, который оценивается в 281 000 наркозависимых в Англии и более 50 000 - в Шотландии. С начала нынешнего столетия наблюдается тенденция к стабилизации потребления наркотиков, несмотря на исторически сложившиеся высокие уровни.


К 2005 году четверть людей, которые родились между 1976 и 1980 годами, употребляли наркотики, относящиеся к классу А, по крайней мере, один раз. Процент молодых людей, употреблявших каннабис, по-видимому, уменьшается в последние годы, хотя остается в пределах 45%. Употребление других наркотиков, которые ассоциируются с молодежной культурой, включая ЛСД, амфетамины и экстази, тоже падает, в то время как употребление кокаина увеличивается. Но большинство людей употребляют нелегальные наркотики только в течение короткого периода времени.


Эпизодическое употребление наркотиков не является главной причиной проблем с наркотиками в Британии. Основная масса вреда (смерти, болезни, преступления и другие социальные проблемы) приходится на небольшую группу людей, которые становятся зависимыми от наркотиков класса А, в особенности, от героина и кокаина.


В 2005 году зарегистрировано 1644 смертей, связанных с наркотиками. Соединенное Королевство имеет второй по величине уровень смертности, связанный с наркотиками, приблизительно 34 на 1 миллион населения в возрасте от 16 лет и старше. Уровень распространенности ВИЧ-инфекции среди потребителей в Соединенном Королевстве значительно ниже, чем в большинстве других, заслуживающих сравнения, европейских странах и составляет 1,6% всех инъекционных потребителей наркотиков.


В Англии количество проблемных потребителей наркотиков оценивается в 327000, и они совершают большое количество правонарушений – наиболее характерен шоплифтинг (кража из магазинов) для добычи денег на наркотики. Каждый пятый из арестованных оказывается зависимым от героина. Нелегальные наркотики также могут быть связанными с насильственными преступлениями как из-за прямого действия (агрессивность) стимулянтов, таких как крэк,  а также в связи с операциями на черном рынке, которые основаны на принуждении и страхе. Недавно проведенная оценка рынка нелегальных наркотиков Соединенного Королевства оценена более чем в 5 миллиардов фунтов стерлингов, несмотря на непрекращающееся снижение цен на наркотики. В Англии и Уэльсе социально-экономический вред, связанный с наркотиками, оценивается более чем в 13 миллиардов фунтов стерлингов в год.


Проблемы, связанные с наркотиками, несоразмерно проявляются в районах с неблагоприятными условиями.

Политический ответ


С середины 1990-х годов правительства, сначала в Соединенном Королевстве, а в последующем через полномочия, переданные Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсу,   мощно ответили на эти проблемы. Настоящая десятилетняя стратегия Соединенного Королевства была инициирована в 1998 году и подлежит замене или обновлению в 1998 году. Она широкомасштабна и включает большое число целей, которые изменяются с течением времени. Для Англии цели действующего  Соглашения по общественным услугам  были установлены в 2004 году. Они включают:

Снижение вреда, вызванного наркотиками, включая влияние на здоровье, связанные с наркотиками правонарушения, измеряемые индексом вреда от наркотиков, а также увеличивающимся числом правонарушителей -  наркоманов, поступающих на лечение из  системы уголовного судопроизводства.

Снижение числа лиц, систематически употребляющих наркотики,  и частоты употребления наркотиков класса А молодыми людьми до 25 лет, особенно наиболее уязвимых;

Увеличение числа проблемных потребителей наркотиков, получающих лечение, до 100% к 2008 году, а также увеличение доли лиц успешно получающих поддерживающую терапию и оканчивающих лечение.

В Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии существуют параллельные стратегии с широкими и аналогичными задачами.

Для достижения  этих целей, правительство и администрации, которым были делегированы соответствующие права, стремились действовать в нескольких направлениях, включая:

  • Значительное, не имеющие себе равного в прошлом, увеличение  затрат на услуги по лечению
  • Тестирование на наркотики и переадресация на лечение через систему криминального правосудия
  • Увеличение перехвата поставок наркотиков и нацеливание на «средний» рынок дилеров наркотических препаратов
  • В международном масштабе, взяв на себя основную ответственность за сдерживание производства героина в Афганистана;
  • Оказывая сопротивление пересмотру системы классификации наркотиков, но реклассифицируя каннабис  из класса В на класс С контролируемых наркотиков
  • Проводя информационные компании и увеличив покрытие школ образовательными программами;
  • Ранние интервенции с группами высокого риска, такими как прогульщики уроков и юные правонарушители


Несмотря на увеличившиеся инвестиции в лечение, правительство в борьбе с оборотом нелегальных наркотиков все еще отдает предпочтение   финансированию правоохранительных органов. Однако оценить расходы правительства на политику по наркотикам трудно, так как финансирование далеко от того, чтобы его назвать прозрачным. Из доступных источников мы вычислили, что в Соединенном Королевстве расходы на правоохранительные органы (включая полицию, суды и тюрьмы) составляют большую часть общих расходов на политику по наркотикам.

Оценка соответствующего воздействия


В Соединенном Королевстве с началом нового тысячелетия употребление наркотиков заметно стабилизировалось. Некоторые отчеты говорили даже о снижении, хотя употребления кокаина и крэка увеличилось.


Количество зависимых потребителей наркотиков, которые  поступают на лечение, значительно увеличилось. В Англии число таких лиц увеличилось с 85 000 в 1998 году до 181 000 в 2004-2005 годах, значительное число направлений было осуществлено через систему криминального правосудия. Исследования подтверждают, что это приведет к существенному снижению  потребления наркотиков, количества преступлений и проблем со здоровьем на уровне индивидуума с позитивными эффектами для потребителей наркотиков, их семей и потенциальных жертв преступлений. Большая часть  лиц, получавших лечение, была вовлечена в программы заместительной терапии (чаще метадоном). Более половины проблемных потребителей наркотиков в настоящее время на протяжении года находятся в программах структурированного лечения. Значительно сократилось время ожидания при поступлении на лечение.


Однако маловероятно, что эффект от лечения для индивидуумов и их семей перейдет  в существенный и измеримый импульс, который сможет повлиять на общий уровень зависимости и преступлений в национальном масштабе. Международный опыт подтверждает, что такое влияние, скорее всего, будет ограниченным, благодаря значительному числу потребителей, остающихся вне лечения, высокому уровню рецидивов, вариабельности эффективности лечения и постоянному притоку новых потребителей.


Мероприятия по снижению вреда, такие как обмен игл и метадоновые программы, успешно предохраняют от большой эпидемии ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков по сравнению с другими странами. Однако, как оказывается, они не предохраняют от роста других, передающихся кровью, вирусов, таких как гепатит С.


Антинаркотическое образование и профилактика имели весьма незначительный эффект на потребление наркотиков. Об этом говорит как международный опыт, так и опыт  Соединенного Королевства. Международная литература постоянно указывает, что большинство базирующихся в школах профилактических программ, оказывают незначительное влияние на начало употребления наркотиков. Даже программы высокого качества, по-видимому, мало влияют на вероятность употребления наркотиков в будущем.


Несмотря на существующие страхи, что реклассификация каннабиса приведет  к увеличению его потребления, реальное его употребление, согласно последним данным, продолжает снижаться с 2001/2 годов.


Использование уголовных наказаний в виде тюремных заключений за преступления, связанные с наркотиками, значительно возросло с 1994 по 2005 год. Число людей, заключавшихся в тюрьмы, ежегодно возрастало на 111% и продолжительность заключения в среднем увеличилась на 29%. Принимая во внимание увеличение среднего срока заключения (37 месяцев за распространение наркотиков в 2004 году), суды в 2004 году не задумываясь давали в 3 раза больший тюремный срок по сравнению с тем, что они это делали 10 лет назад.


Некоторые принудительные меры в отношении продажи наркотиков на улице могут уменьшить проблемы, связанные с рынком наркотиков. Влияние принудительных мер обычно используется диспропорционально среди этнических сообществ, в основном черных людей, которых арестовывают и заключают в тюрьму за преступления с наркотиками с гораздо более высокой частотой, чем людей с белой кожей.


Несмотря на существенное увеличение перехватов наркотиков, уличные цены на наркотики падают. Так цена за грамм героина упала с £ 70  в 2000 году до £ 54  в 2005 году. Более жесткие меры полиции должны были бы теоретически сделать нелегальные наркотики более дорогими и трудно доступными. Цена на основные наркотики в Британии уменьшалась, по крайней мере, в течение последних 10 лет, и нет признаков, что усиление полицейского нажима сделает наркотики менее доступными.


Результаты политики


И в Соединенном Королевстве, и в других странах существует мало свидетельств в отношении того, как определенная политика по отношению к наркотикам влияет на число потребителей наркотиков и количество зависимых от их потребления. Существуют много других культуральных и социальных факторов, которые оказываются более важными. Примечательно, что две Европейские страны, которые часто используются для сопоставления примеров жесткой и либеральной наркотической политики – Швеция и Нидерланды - обе имеют более низкие уровни употребления наркотиков, чем Соединенное Королевство.


Благодаря международным свидетельствам ограниченной способности наркополитики влиять на национальные тенденции в употреблении наркотиков и уровень зависимых от них, становится очевидным, что неразумно судить о выполнении государственной наркополитики по уровню употребления наркотиков в этой стране. Но это все ещё является индикатором, к которому инстинктивно склоняются средства массовой информации и общество.  Это не значит, что наркополитику не следует принимать во внимание.


Государственной наркополитике дальнейшие усилия необходимо сфокусировать на уменьшении вреда, связанного с наркотиками (преступления, смерти, и другие ассоциированные проблемы), посредством развития инноваций в лечении и развитии услуг в программах снижения вреда. Именно здесь она может оказать влияние.


Мы очень мало знаем об эффективности и влиянии большинства мер принудительного характера,  направлены ли они на снижение доступности наркотиков или на усиление законодательных мер в отношении хранения и поставок. Тюремное заключение нарушителей антинаркотического законодательства на относительно  длительные периоды, по-видимому, оказываются не рентабельным ответом.


Крайне необходима прозрачность в распределении средств, если будет учитываться сравнительный баланс интервенций, направленных на поставки и  снижение спроса.


Соединенное Королевство инвестирует в высшей степени немного в независимую оценку влияния антинаркотического законодательства. Если политики намерены разрабатывать и претворять в жизнь эффективные меры в будущем, то такая практика нуждается в корректировке.


Дальнейшая информация


Этот документ является резюме независимой исследовательской монографии Питера Рёйтера и Алекса Стивенса «Анализ антинаркотической политики Соединенного Королевства: монография, приготовленная для комиссии по наркотикам Соединенного Королевства».


Доступна онлайн на:


http://www.ukdpc.org.uk/


Высказываемые мнения могут не совпадать с мнением Комиссии по наркотикам Соединенного Королевства.


О Комиссии по наркотикам Соединенного Королевства (UKDPC)


Комиссия по наркотикам Соединенного Королевства была учреждена при поддержке Фонда Esmée Fairbairn. Наша цель – анализировать свидетельства и исследовать варианты политики в отношении наркотиков, которая может улучшить здоровье, благосостояние и безопасность индивидуума, семей и сообществ.



Published April 2007 by the UK Drug Policy Commission, 11 Park Place, London, SW1A 1LP

T: 020 7297 4750 E: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. W: www.ukdpc.org.uk

ISBN 978-1-906246-01-3

© UKDPC 2007

An Analysis of UK Drug Policy: Executive Summary



Понравилось? Поделись интересным материалом с друзьями!